Отгремели рождественские салюты. Из двухнедельного отпуска от родных и близких северяне вернулись с юга, южане с севера. В торговых центрах разобрались до основания терриконы упаковок, пахнущей ванилью, выпечки. Народ на кухне, отрезая очередной кусок сладкой сдобы, со вздохом давал себе слово, что с этим делом нужно завязывать. А телевидение, оставив отдыхать до следующего года Bаббо Натале (итальянского Деда Мороза), продолжило завлекающе рассказывать о новинках в отечественном туризме - одной из прибыльных статей государства.
Озеро Изео на севере Италии.
В новостях замелькали сообщения о том, что летом с 18 июня по 3 июля 2016 года на живописном озере Изео, человек искусства, американец болгарского происхождения Христо Владимиров Явашев откроет для посетителей свой грандиозный авангардный проект "Плавающие Пирсы".
В интервью журналистам художник сказал:
- Я помогу вам ходить по воде. Лучше, если вы придёте босыми. Это будет незабываемая прогулка, вы сможете чувствовать волны под ногами.
Телевидение напоминало, что проект просуществует шестнадцать дней и любой желающий сможет соприкоснуться с прекрасным.
Справка: озеро Изео находится на севере Италии в Ломбардских, поросших лесом, Предальпах. Котловина его - конечный бассейн древнего ледника. С севера Изео защищено крутыми скалистыми берегами, вдоль южной его стороны пролегла неширокая долина, обрамлённая горами. Через озеро протекает река Ольо - левый приток реки По. В середине водоёма возвышается крупный озёрный остров Монте Изола (Гора Остров) и два мини островка Сан Паоло и Лорето. Берега бассейна и острова плотно застроены гостиницами и дачами (летнее жильё в горах, на берегу моря или озёр у итальянцев называется вторым домом. Об их обложении или не обложении налогами в парламенте постоянно идут споры.) Основной приток туристов приходится на тёплые месяцы года с мая по сентябрь. В шестнадцати озерных портах причаливают и отчаливают пассажирские и рыболовные судна. Благодаря мягкому средиземноморскому климату на склонах гор хорошо плодоносят оливковые деревья, масло - один из доходных источников провинции.
Буклеты и листовки, распространяемые в крупных торговых центрах, давали достаточную информацию о намечающемся событии: когда и где открытие, вход - бесплатно, на каблуках, велосипедах и роликах - нельзя, в детских и инвалидных колясках - можно, четвероногие - в намордниках.
На рисунке оранжевым линиями соединились южный берег озера у городка Сульзано с озерными островами - Монте Изола и крохотным Сан Паоло. Длина дороги по водной глади три километра, два по берегу крупного острова, ширина её по воде шестнадцать метров, толщина полотна - тридцать пять сантиметров.
Необычное событие заинтересовало. Мы решили, что одной поездкой убьём двух зайцев: отправимся в путешествие, как того требует традиция, и съездим на экскурсию - осмотрим произведение искусства, прочувствуем мечту художника. Золотая дорожка с плавающими пирсами (The Floating Piers) открывалась как раз после, намечающегося у нас, скромного семейного праздника.
Как-то, солнечным весенним воскресеньем, мы выехали на разведку к месту сборки пирсов. Дорога, пройдя тоннелем под горами, извилистым серпантином привела нас вниз к озеру. С двух сторон на трассу, в направлении Сульзано, вливались потоки таких же любопытных разведчиков, как и мы. Длинный поток машин медленно двигался по двухполосному полотну. На поворотах между холмами, домами и деревьями мелькало, блестящее под солнцем, голубое зеркало озера. В одной из гаваней заметили белые прямоугольники. Ближе подъехать не удавалось, но и так стало понятно - звенья дорожки собираются и труженикам не до экскурсантов. Придёт время, белые плоты притянут катерами на место, соединят между собой, укроют тканью и мы увидим уникальное произведение авангарда.
Эта весенняя поездка не оказалась излишней. Мы поняли, что в дни открытия проекта, к озеру не стоит ехать на своей машине. Слишком узка для огромного притока транспорта дорога небольшого городка, которая проходила по неширокой, плотно застроенной, прибрежной долине. Кроме неё там же уместилась единственная ветка железнодорожного пути. Свободного места для общественных парковок мало. На экскурсию лучше всего будет выехать общественным транспортом. Рекламный буклет информировал: администрация провинции спланировала подвоз к оранжевому проекту автобусами, поездами и катерами.
Пришло лето и с ним торжественное открытие авторской мечты, о чём телевидение не умолчало. Настал, выбранный нами, понедельник. Думалось, что в рабочий день народу будет поменьше и мы сможем свободно пройтись по воде, но надежда умирает последней. Ещё не было и шести утра, а мы, выйдя на перрон, с удивлением пристроились в хвост немалой толпы на первый рейс. Подали поезд из пяти-шести вагонов. В обычные дни два состава по два вагона в каждом, раз в час выходят из конечных точек маршрута городов Брешиа и Эдоло. Но на весь период открытия водной дорожки в добавок к удлинённым двум, подготовили третий состав из списанных, морально устаревших, но ещё пригодных вагонов.
Торопливая посадка позволила более смелым ехать сидя и разделиться по интересам: кто не доспал - впал в дрёму, кто выспался - не зевал.
В Сульзано ото всех парковок к площади, началу экскурсионного пути, стекались потоки туристов и втягивались в, обозначенный стрелками, ленточками и дежурными полицейскими, маршрут. Поток двигался по узким улочкам древнего уютного курортного городка. Посетители, подняв головы, осматривали поселение с его домами и цветами на окнах, с причудливыми деревьями во дворах - плодами фантазии учёных, заглядывались на вершины гор, окаймляющих чашу озера. Но они не знали, что цель автора проекта была не столько показать экскурсантам город, сколько обратить их внимание на свою идею. И люди это скоро прочувствовали: на очередной достаточно горизонтальной площадке они, двигаясь друг за другом по извилистому лабиринту ограждений, вдруг, начали спотыкаться. После первой запинки, инстинктивно, каждый смотрел себе под ноги, что оказалось не лишним - ткань извилистой дорожки, почему-то, сложили в складку.
Один-два поворота по спуску, покрытому солнечным ковром, и перед зрителями открылось озеро, а по нему пролегла, укрытая яркой оранжевой тканью, дорога, которая вела к возвышающемуся вдали острову Монте Изола с монастырём на вершине. Влево от острова отходил яркий путь к островку Сан Паоло, он, как изумруд в золотой оправе, виднелся на голубой поверхности воды.
Над озером пролетел вертолёт. Мы проводили его взглядом.
- Эмоции и фотоснимки сверху - не вровень нашим, - позавидовала я.
Шагнули на пирс и сразу почувствовали легкое колебание волн под ногами. Оно ощущалось даже в обуви, но люди, повинуясь совету творца, а скорее поглядывая на других, усаживались на полотно и снимали кроссовки. Мы не стали исключением. Разница? Никакой, но прибавилось неудобство: в руках обувь с пыльными подошвами, ни к груди прижать, ни в сумку положить. Но руки уже заняты фотоаппаратами, как без них оставить память о редком событии? И мы поменяли идею.
Толпа вперёд, толпа навстречу. Откуда в этот утренний час? Как они успели раньше нас? Ах, да! Это мы только что пришли, а они уже уходят спать. Плавающие пирсы открыты для посещения двадцать четыре часа в сутки. Кроме того, туристов подвозят к ближайшим портам острова катерами из разных уголков озера и их маршрут заканчивается там, где у нас он только начинается.
Посетители активно фотографируют и фотографируются. Селфи-палки, как шпаги на дуэли, перекрещиваются у удобного места с красивым видом за спиной. Улыбки, восторженные эмоции и восклицания виденному, чувствуемому: вода и солнце, пирс и легкие волны, горы и дома. По глади озера, не создавая шторма, неторопливо передвигаются катера полиции, спасательной службы и скорой помощи. У кромки оранжевой дороги стоят дежурные, при них строй тёмных коробок - фонари ночного освещения. Все службы наняты и оплачены автором проекта за свой счёт, никаких спонсоров, никаких кредитов в банке - принцип автора.
К концу первого этапа наш энтузиазм поубавился. Подустали. Долгожданный берег острова не радует надеждой присесть где-нибудь, все лавочки заполнены более удачливыми пилигримами, с интересом наблюдающими за редким спектаклем на воде.
Более энергичные туристы, пользуясь случаем, отклоняются от солнечного пути и отправляются на вершину озерного острова по спиралевидной дороге. Туда можно добраться на своих двоих, велосипедом, взятым на прокат, или воспользоваться местным маршрутом мини автобуса. Любителям пешего экстрима, для поддержания тонуса всего организма, указатель у тропинки предлагает прямое восхождение. Ни те, ни другие не пожалеют - остров небольшой, но очень живописный. С вершины горы, со смотровой площадки монастыря, открываются незабываемые виды на окружающие горы, города вдоль берегов, катера, снующие по озеру. В монастырь не пускают, там живут монахи, это их дом, жизнь их общины.
Прогулка по берегу острова. Местные рыболовы предлагают рыбу на все вкусы - сушеную, вяленую, жареную.
Ещё километр к островку Сан Паоло среди водной, блестящей, покачивающейся глади. Солнце поднялось и припекает. Можно позагорать. Кепки и очки не лишние, не даром о них упоминали в буклете. Запыхавшийся народ ложится у кромки полотна отдохнуть. Впрочем, отдых выдаётся непродолжительным, дежурные вежливо намекают, мол, идите, идите... Меж тем, не забывают предложить туристам информационный листок о проекте и квадратный кусочек оранжевой синтетической ткани размерами пять на пять сантиметров с аккуратно оплавленными краями, избавляя туриста от необходимости где-то втихомолку откромсать себе на память часть пирса.
Вилла на островке Святого Павла. В кои-то веки выпала возможность увидеть её не с прогулочного катера, а с двух шагов и заглянуть за решётку забора островного дома. За решёткой причален катерок, на нём выезжают за продуктами. Наверняка у семьи, которая живёт здесь, на материковой части есть свой гараж для машин, чтобы выехать по личным делам в любой уголок государства.
Пройдена большая часть пути, можно и перекусить. Кто припас бутерброды из дома может усесться за установленные столы и подкрепиться там, не боясь, что их прогонят владельцы закусочных на колёсах. Кто не побеспокоился о куске хлеба с колбасой и сыром из дома - закусочные к их услугам. В пунктах питания недостатка нет, в перевозных туалетах - тоже.
Обратный путь уже не был столь же эмоционален, как прямой - усталость под солнцем даёт себя знать. Хватит зрелищ, домой!
На подходе к вокзалу, пробираясь через поток прибывших посетителей, заметили отправившийся на наше направление, поезд.
- Хорошо! Уедем свободно на следующем.
Народу не много, мы среди первых, стоим под солнцем, не уходим, держимся стартовой полосы. За спиной толпа растёт, но мы среди первых! Двадцать минут, подходит поезд из Брешии. Выпускает, садит тех, кому до Едоло, отправляется. Ещё двадцать, подходит второй - та же картина. Подходит третий и мы провожаем взглядом хвост желанного транспорта, ушедшего не в нашу сторону.
- Это как? - расстроилась я.
- Здесь, вдоль берега озера проходит всего одна железнодорожная линия. Составы, один за другим прошли до двух-трёх конечных станций и стоят под посадкой все три на единственном пути. Скоро они, один за другим, вернутся обратно, только третий станет первым и нашим, - объяснил муж.
Стоим, ждём. За спиной слышу телефонный звонок. Женский голос ответил:
- Чао, Джанкарло!... Я вам обещала подъехать сегодня, но боюсь, что опоздаю. ... Нет, нет, я в порядке. У нас в Сульзано столпотворение из-за этих плавающих пирсов. Мы здесь как в блокаде, ни приехать, ни уехать.... Выехать машиной? Не может быть и речи, на дорогах пробки. Я не могу сесть даже на поезд.... Конечно, приехать, я приеду, а обратно... Моя дочь, из-за заторов в направлении Брешии, взяла на работе отпуск, отсиживается дома .... Коммунальщики жалуются, что из-за круглосуточного потока гостей они не могут толком выполнять свои обязанности - убирать мусор, подметать...
У всякого явления, представления, проекта есть свои плюсы и минусы. Хозяева гостиниц, магазинов, кафе, столовых, ресторанов рады, что именно здесь было устроено это редкое сооружение и сюда приехало несметное количество туристов, поэтому они смогли подзаработать достаточные средства за столь короткий период. Жизнь других местных, не владеющих курортным бизнесом, нарушена огромным притоком посетителей.
- Ну и как тебе поездка? - спросила я мужа, когда мы наконец-то уселись в поезд.
- Впечатляет, конечно. Необычно. Но радует и то, что у него хватило денег только на пять километров, а не на десять, - высказался он, не энтузиаст пеших походов. И засыпая, пошутил, - если бы такие путешествия входили в обязательную программу для сочетающихся браком, то, думаю, прежде чем разводиться, каждый бы подумал сто раз.
А мне не давала покоя экономическая сторона затеи. Да, затраты на проект весомы - 15 млн долларов. На устройство пирсов ушло: 100 000 м2 оранжевой ткани, 70 000 м2 подкладочной мягкой ткани, 220 000 м3 полотна из полиэтилена, способного передавать движение волн, 220 000 соединительных болтов. 200 якорей по 5,5 тонн каждый, удерживали натянутую тросами (37 000 м) трассу на поверхности воды.
"На чем же автор зарабатывает, чтобы выбрасывать на временные проекты сумасшедшие деньги? - недоумевала я. - О реализации якорей можно было бы заранее договориться с судостроительным заводом, а всё остальное? В утиль, как барахло? Это всё равно, что сдавать в лом изделия из золота, за него тебе дадут копейки, вернее - чентезимы."
В рекламном проспекте упоминали, что по окончании действия выставки, все будет разобрано, утилизировано, продано при возможности. Там же давали короткое пояснение, что средства на воплощение идей автор получает от продажи своих творений. Особо подчеркивалось, что всю сознательную жизнь активным помощником, организатором и вдохновителем была жена Христо - Жанна-Клод де Гийебон, умершая в 2009 году.
Озеро Изео, Гора Остров и Плавающие Пирсы.
Что сказать? Проект, задуманный художником Христо Явашевым - произведение редкое. То, что оно неповторимо - это да. В мыслях же осталось недоумение по поводу затраченных средств, сомнение в полезности вложенного труда и сожаление о его временности. Но, несмотря на это, путешествие впечатлило и запомнилось. Мы увидели дорогу по воде, прошлись по ней и почувствовали, как движутся волны под нашими ногами.